Проектный офис БГУ: стратегия развития университета посредством проектного обучения

      Комментарии к записи Проектный офис БГУ: стратегия развития университета посредством проектного обучения отключены

Новости

Подготовка специалистов в области строительства и управления недвижимостью в Байкальском государственном университете осуществляется не только в аудиториях, но и в условиях, приближенных к реальным. Одно время в вузе сильно развита была хоздоговорная тематика, правда 20-30 лет назад, и там активно вовлекались студенты в работу над проектами, выданными в качестве хоздоговора предприятиями. Но этот опыт, к сожалению, закончился в 90-х в период смены экономического строя в стране, когда стали рваться цепочки взаимодействия между наукой и бизнесом.

В середине 2000-х на кафедре Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (сейчас кафедра Инженерно-экономической подготовки) стали активно внедряться проектные методы обучения нашими преподавателями с опытом работы в бизнесе, руководстве различными предприятиями и организациям. В качестве экспертов на этих занятиях всегда участвовали приглашенные эксперты, практики, предприниматели. Например, к.э.н., доцент Троицкая Людмила Ивановна, свои дисциплины по Маркетингу и Бизнес-планированию всегда вела таким образом. Поэтому именно с ней мы и занялись организацией работы Проектного офиса в БГУ и созданием Стартап-школы в университете.

Руководство университета в этом году поддержало наши начинания и оценило это важное и перспективное направление для университета и что именно через такую деятельность у вуза формируется имидж, слава и имя практикоориентированного вуза. Соответственно это видят абитуриенты и их родители. Ведь если вуз не будет отставать от опыта ведущих университетов, то им и не нужно будет отправлять своих детей в столицу, которой в это сложное время на самом деле приходится тяжело. Жить и учиться в столице – это палка о двух концах. И об этом нужно помнить.

Начался Проектный офис с распоряжения ректора, на основании которого кафедры назначили ответственных за проектное обучение. Работа планируется по матричному (штабному) принципу управления. Когда ответственные за проектное обучение относятся и к своей кафедре, и к Проектному офису одновременно. Параллельно в рамках работы Проектного офиса планируется организация работы Стартап-школы БГУ для доведения до ума лучших проектов, для подачи на конкурсы, гранты и т.п. Сейчас пишем различные положения о нашей работе, но это процесс не быстрый и утверждать его нужно всем университетом. Все решения необходимо принимать коллегиально, чтобы добиться лучшего качества и применимости проектного обучения именно в нашем вузе, на базе нашей АСУ и с нашим набором специальностей, которые позволят формировать междисциплинарные проектные группы. 

Мы планируем разработать и провести очное повышение квалификации с преподавателями по разрабатываемому нами курсу «Управление образовательными проектами в вузе». Благо есть опыт обучения на различных курсах Сколково, курсах по наставничеству и т.д. А также у нас есть большой опыт руководства секциями по предпринимательству на различных форумах регионального и международного масштаба (Байкал 2020, ШЭПР и других). Пока в стране объявлен карантин мы начали знакомить преподавателей с трендами в проектном обучении, рассылаем им различные материалы, и все-таки надеемся в сентябре провести с ними очную стратегическую сессию с моделированием работы минигрупп студентов, определением роли наставника групп и т.п.

Для повышения качества взаимодействия и обучения календарному планированию работы групп задействовали простое, но удобное приложение Trello. Также приступили к обучению преподавателей защите проектов удаленно при помощи приложения ZOOM. Сейчас это актуально и может быть применимо при защите ВКР. Именно этому и был посвящен первый обучающий семинар с преподавателями 25 апреля. Постепенно охватим все кафедры и подготовим преподавателей, секретарей ГАК к организации защит ВКР в дистанционном режиме. 

29 апреля провели второй обучающий семинар для преподавателей, заведующих кафедрами, секретарей ГАК и др. в системе ZOOM по подготовке к проведению защиты дипломов в дистанционном виде. В этот раз участвовали уже более 70 человек.

В 2014 году мы с коллегами из дружественных нам вузов из Братского государственного университета и Томского государственного архитектурно-строительного университета, которые ведут подготовку специалистов для строительной отрасли, запланировали внедрение проектного обучения в рамках конкурса межвузовских проектов, в том числе по запросам работодателей. Все это делается в рамках ежегодной on-line международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития».

Мы решили так. Жизнь дорогая, студентам ездить накладно куда-то в другие вузы, да и хлопотно организаторам принимать. Будем все делать через Интернет. И работу с экспертами по оценке работ студентов и очную защиту проектов. Этот год не исключение. Условия карантина нам не помеха. Было бы тяжеловато если бы мы привыкли очно защищать и приезжать друг к другу, а так, все по-старому, все отлажено, и мы можем сами поделиться опытом дистанционного обучения и дистанционных защит с другими кафедрами и вузами.

1 мая 2020 года уже под эгидой Проектного офиса провели 7-ю защиту проектов студентов. В этом году пригласили к участию в процедуре защиты проектов ответственных за проектное обучение с разных кафедр чтобы еще раз приобщить их к этому процессу и на личном опыте показать плюсы от такой формы обучения. В 2020 году тема проектирования была связана с Комплексным устойчивым развитием территории (КУРТ). Каждый вуз из трех представивших в этом году проектов самостоятельно или при помощи стейкхолдеров выбирал площадку для проектирования, проводил опросы населения, разрабатывал архитектурные решения и экономическое обоснование. Проекты были из Байкальского государственного университета, Томского государственного архитектурно-строительного университета и Уральского федерального университета из Екатерибурга. Видео защиты проектов мы выложили в Интернет для обучения по нему студентов следующих лет в разных городах — https://youtu.be/_bdsPxpblHY

Иркутские студенты разрабатывали проект реновации микрорайона Новоленино при поддержке финансово строительной компании «Новый город» и общественного движения Регенерация города.

Помимо непосредственно организации проектного обучения c момента создания Проектного офиса мы подали заявку на грант Росмолодежи от вуза, помогли с подачей двух заявок на Грант Президента РФ для некоммерческих организаций нашим выпускникам. Результаты грантовой деятельности конечно не дают всегда стопроцентный результат выигрыша, но чем больше будет заявок, тем больше побед. При этом сотрудники проектного офиса в настоящее время также принимают участие в качестве экспертов в грантах и хоздоговорных темах по проектированию городской среды, развитию исторических поселений и предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях: Усолье-Сибирское, Северобайкальск, Тельма, Байкальск.

Важность качественного экономического обоснования при проектировании комфортной городской среды известна сотрудникам Проектного офиса не понаслышке. Участвуя лично в разных проектах, анализируя проекты, поданные на федеральный конкурс повышения комфортности в малых городах и исторических поселениях в Министерство строительства РФ в 2020 году, можно сделать вывод о том, что даже у части проектов, победивших в конкурсе, экономика «просчитана» в пол силы. То есть затраты подсчитаны так, чтобы они устроили комиссию, а вот выполнить потом проект за указанные средства будет нереально. И это ставит вопрос ребром. В том числе это показал и конкурс студенческих проектов – вопросами проектирования экономики в сфере недвижимости должны заниматься профессионалы. Есть хорошие экономисты, финансисты, бухгалтера и даже сметчики. Но проект в сфере недвижимости, девелоперский проект – это как живой организм. Вдохнуть жизнь в него нужно уметь и этим должны заниматься обученные профессионалы в сфере недвижимости. Именно таких готовим мы.

В связи с этим, завершая конкурс студенческих проектов организаторы пожелали студентам не забывать о том, что проектные решения должны идти в тесной связи с экономическим обоснованием. Именно для этого мы с коллегами из разных городов завершаем подготовку практикума с примерами расчетов в области градостроительных решений и решений по повышению комфортности городской среды, основанный на реальных проектах и нашем участии в них.

Название практикума запланировано с рабочим названием «Экономическое обоснование градостроительных решений и повышения комфортности городской среды» со следующим содержанием:

— Редевелопмент территории деревообрабатывающего комбината в г. Красноярске;

— Оценка экономической эффективности развития исторической части города Иркутска – «Иркутские кварталы»;

Оценка макроэкономических эффектов от развития населенного пункта «Малая Еланка»;

— Разработка проекта реновации городских территорий под домами крупнопанельной серийной застройки 1960-1970 гг. в г.Иркутске;

— Оценка экономической и социальной эффективности проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (на примере г.Усолье-Сибирское).

Продолжая тему направлений работы Проектного офиса можно сказать, что в настоящее время совместно с Учебно-методическим управлением разрабатываем варианты модернизации обучения в магистратуре, изменению учебных планов, внедрению в них элементов проектного обучения, распределения нагрузки за эту работу, регистрацию студентов в проектных группах, задействованию АСУ университета и Интернет-портала БГУ для этого.

Наверное, можно было бы сделать еще больше, но проектная работа – это все-таки больше очная работа с малыми группами, работа в роли наставника. Надеемся на снятие карантина и с сентября запуска полноценного учебного процесса в очном режиме. Ну и конечно надеемся на всемерную поддержку преподавателей университета, студентов, а самое главное работодателей. Наш опыт работы с ними говорит, что можно находить общий язык и общий интерес.

В связи с этим хочется упомянуть недавних выпускников, с которыми нас связывают сейчас дружественные отношения и которыми мы гордимся. Александр Бобылев и Евгения Кензина – представители АНО «Иркутские кварталы», активно занимающиеся вопросами повышения комфортности города. Геннадий Ильичев и Артем Холкин – представители строительного сообщества и молодые продолжатели семейных династий. Вновь избранный мэр города Иркутска – Руслан Болотов и депутат Государственной думы, представляющий интересы строительной отрасли, обманутых дольщиков и т.п. – Александр Якубовский получили второе высшее образование в Байкальском государственном университете по направлению экономики и управления в строительстве. И многие другие.

Именно поэтому кафедра Инженерно-экономической подготовки, в своей практической деятельности продолжает традиции кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью и основывается на устойчивых партнерских связях с Министерством строительства, дорожного хозяйства, Министерством имущественных отношений, Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта, Фондом капитального ремонта, Администрацией г.Иркутска и его градостроительными отделами, и управлениями, ФСК «Новый город», Байкальским представительством гильдии девелоперов РФ и многими другими стейкхолдерами. Надеемся, что со временем и другие кафедры смогут также не просто упомянуть о своих постоянных партнерах, работодателях, но прежде всего выступят с информацией о темах, заявленных этими партнёрами для разработки их силами студенческих проектных групп под наставничеством обученных преподавателей, о выполненных проектах, о поданных студенческих заявках на гранты, о развитии проектов в рамках конкурса Worldskills и т.п. 

Анализируя защиту наших студентов на конкурсе проектов между городами в этом году можно сказать что она была на высоте. По многим параметрам ребята выглядели сильнее. Да, рисунки для нас были не так важны, как для других городов, но зато ощущалась комплексность проекта. Мы провели и качественный анализ территории, и подготовили проект в 2d и 3d визуализации в AutoCAD, а самое главное все экономически обосновали, посчитали коммерческие, бюджетные и социальные эффекты от реализации проекта.

Приглашаем выпускников Иркутской области выбирать правильную траекторию обучения, поступать в Байкальский государственный университет на направления, связанные с управлением и экономикой недвижимости, строительством, землеустройством и т.п. А мы сделаем из вас высококлассных специалистов в области управления недвижимости и девелопмента, научим составлять прогнозы и планировать денежные потоки, формировать свою предпринимательскую траекторию и размещать свой бизнес в объектах недвижимости с наиболее подходящим для этого траффиком покупателей и т.п.